Приступ культуры Часть I

Часть первая, почти родственная

Случился с нами очередной приступ культуры на майские праздники. Решили мы выбраться в самую наикультурнейшую столицу нашей родины Санкт-Петербург. «Приступ» был-таки заранее спланированный, и планов было громадьё. Но всё по порядку.

Собирались по обыкновению мы накануне, скомкано и поздно ночью. Самолет был из Н-ска, соответственно 4,5 часа тряски в автобусе, а потом последний ряд сидений в самолете, тоже не очень-то уснешь, кресла не откидываются. Прилет наметился у нас на вечер по питерскому времени, а летели мы, убегая от солнца, и посему в сутках у нас появилось несколько лишних часов. К моменту прилета была одна доминанта - в гостиницу и баюшки, но не тут-то было. Нас тут же ангажировали родственники и увезли к себе домой. Лобызали-кормили-поили-разговоры разговаривали, итого к середине ночи по местному я выглядела как зомби. Но (ура!) наконец нам дали отоспаться!

Следующий день – суббота – ознаменовался небольшой, но очень познавательной экскурсией по центру Московского района Санкт-Петербурга. Выдержанные в стиле сталинского ренессанса, эти кварталы чуть было не стали в середине ХХ века официальным центром Ленинграда.

Посещение Музея прорыва блокады Ленинграда на пл. Победы очень взволновало и заставило о многом задуматься. В частности, о том, как любим мы охать, что «плохо и трудно живём», «выживаем» и т.п. Затем ноги (и родственники!) привели нас в Чесменскую церковь, прекрасную снаружи и ощутимо намоленную внутри, с прославленной иконой Божией Матери Феодоровской.

Затем нас повезли к другим родственникам в Гатчину. Признаться, на этом месте я начала нервничать, что таким макаром до мирового культурного наследия мы доедем не скоро. Но мне пообещали на следующий день Павловский дворец, и я успокоилась. Вечер тоже был очарователен. Нас опять встречали-обнимали, парили в сауне, плюхали в бассейне, поили пивом и проч. А на следующий день нас повезли по культурным местам в обещанный дворец.

Дворец императора Павла I в Гатчине нам понравился, хотя с виду он был мрачноват.

Внутри оказалось достаточно мило. Гатчина в Великую Отечественную была ареной ожесточённых боёв, и реставрированный дворец всего несколько лет назад открылся в качестве музея. До сих пор не все интерьеры восстановлены, но то, что есть, тоже впечатляет – лепнина и статуи, паркеты и картины, императорский трон и ложе под балдахинами, сусальное золото на стенах и рамах…

Вокруг дворца шикарный парк с озёрами. Правда приехали мы, когда листьев ещё толком нет на деревьях. Может и не увидели всего очарования парка, зато погода создавала антураж павловского времени, оно всегда рисовалось мне мрачным.

Вечером нас наконец-то повезли в заказанную нами гостиницу. Брат решил ещё немножко поприносить пользу нашему культурному развитию и попутно прокатил нас по кое-каким примечательным местам. Мы попросили показать нам дом, где жили Стругацкие, потом были здание Александринки (Российский академический театр драмы им. А.С. Пушкина) и Екатерининский сквер. Как в музей, заскочили в магазин купцов Елисеевых (и убедились, что мы тут не одни такие просто зеваки).

Михайловский замок

Там же рядышком на Невском посмотрели водяные часы, проехали к Михайловскому, поздоровались с «Чижиком-пыжиком» на Фонтанке, набрались сходу сувениров, просто покружили по улицам и прибыли-таки на Васильевский остров. На «Ваську», как его называют питерцы. Там, на Среднем проспекте, было наше пристанище на первой питерской неделе.

На следующий день мы заскочили в офис нашего «гостевого дома» для оплаты постоя, где нас тоже встретили как родных, а потом просто пошли по городу, буквально разинув рты от окружающих красот. По пути случилась нам Конюшенная церковь (Церковь Спаса нерукотворного Образа) в которой отпевали Пушкина, снаружи ничем не примечательная и очень уютная внутри.

Потом пошли к «Спасу-на-Крови». Это уже настоящее произведение искусства и внутри и снаружи. Все иконы здесь сделаны мозаикой из смальты всех возможных оттенков, иконостасы из поделочного камня, красотища неимоверная.

Это огороженное пространство в «Спасе-на-Крови» - место смертельного ранения Александра II. Кусочек набережной сохранился в неизменном виде.

Повосхищались, поахали и потопали на Мойку, 12, в музей-квартиру А.С. Пушкина. Дождались экскурсионного часа и, развесив уши, бродили за экскурсоводом часа полтора. Потом шли мимо Михайловского замка, в нем филиал Русского музея с экспозицией, посвящённой 400-летию Дома Романовых… Естественно, мы туда загрузились и протоптались до конца рабочего музейного дня.

Дальше просто гуляли, прошли через Марсово поле по Миллионной улице на Дворцовую площадь, где случайно застали репетицию парада Победы-2013 и опять застряли.

Вот интересный момент. Вокруг Александрийского столпа или, по-другому, Александровской колонны есть небольшая такая ограда, верхушки прутьев которой чередуются чугунными пиками и двуглавыми орлами, так вот орлиное поголовье редеет с каждым днем, отсюда и вторая (зеленая) ограда, и полицейский наряд. А воруют чугунных орлов просто на сувениры.

Дальше гуляем до Медного всадника, фоткаемся и оттуда уже пешком «домой».

На Васильевском решаем посидеть в китайском ресторане. После посиделок я для себя решила, что китайскую кухню я не люблю, а может быть у них оказался такой криворукий повар.

Продолжаем путь домой пешком по 7-й Линии В.О., где и встречаем весёлого бомбардир-поручика Василия Корчмина. Памятник, открытый в 2003 году, увековечил того, кто дал имя Васильевскому острову. Закладывая город на Неве, Пётр I, как известно, непосредственно занимался возведением Петропавловской крепости на Заячьем острове, а всё командование на остальной местности было поручено поручику бомбардирской роты Корчмину. Остров, на котором трудился бомбардир-поручик, по замыслу Петра, в будущей столице должен был стать административным и торговым центром, охраняемым пушками петропавловских бастионов. А депеши, которые посылались на остров Петром I адресовывались достаточно просто: «Василию на остров».

День следующий. Наслышана я была о месте, где торгуют своими произведениями художники. Вот с утра мы туда и пошли. Местечко это на Невском проспекте, сразу возле Армянской церкви Св. Екатерины. Я искала уже известных мне понаслышке рисованных котов и нашла.

Поумилялись, накупили «котов» и дальше пошли в Казанский собор, заказали экскурсию. Примечательно то, что в действующих церквях и соборах, где есть экскурсии, нет понятия платы как таковой, а есть пожертвование. Пожертвовали, пришли к урочному часу и оказались всего двумя экскурсантами на это время. Хотя тётечка сказала, что на страстной неделе большие группы и не водят. Ничего нового для себя не узнали, но было очень красиво. Фотка ниже сделана уже позже, по зеленым листочкам видно как потеплело за 2 недели. Казанский собор.

Далее попали мы на экскурсию на катерочке, в первый, как оказалось, навигационный день по рекам и каналам города.

Сели мы на открытой части катера и тут пошел дождь, сначала не сильный, но потом такой, что все попрятались внутрь, на берег же мы сходили под ливнем. Промокли за пять минут и забежали греться в магазин-музей шоколада, заодним набрались вкусняшек.

Погода испорчена, дождь кончился, но вечером сыро и холодно. Поздним вечером решили идти смотреть развод мостов, посмотрели график развода, пришли к месту за час, засели в ночном суши-баре возле моста и стали дожидаться. И тут уже нас поджидал крутой облом, когда мы вышли ко времени на набережную, мост уже стоял раскрытый во всей красе.

У охранника мы выяснили, что в связи с ремонтом Дворцового моста все графики поменялись и Биржевой мост разведен уже второй раз, т.к. одно судно уже пропустили. Мы раздосадовались, и поскакали к следующему Тучкову мосту в надежде поймать разведение оного. Стояли возле него до посинения, я уже тихо начала сползать по граниту набережной в состоянии «мне пофигу я уже и тут усну». Муж был непреклонен в стремлении посмотреть процесс разведения и спас меня опять же дождь (Аллилуйя! Мы идём домой!).