Байкал и кусочек Монголии

Как всегда запоздало дело было летом, но то некогда было, то муза не приходила, но всё же. Делюсь со всеми! Продолжая куролесить по стране-матушке (а на этот раз и не только по ней) проехали мы таким маршрутом: Кемерово-Канск-Иркутск-Байкал-Улан-Батор-Иркутск-Красноярск-Кемерово.

Про первый день нашего путешествия рассказывать особо нечего. Как частенько говорят в русских сказках «встали ранёшенько, умылись белёшенько…» потом ехали весь день с остановкой на обед, как и во второй день тоже. Первый раз, проскочив Красноярск, ночевали в Канске. К ночи второго дня приехали в Иркутск. Выходя из машины тело продолжало колтыхаться в такт дорожной тряски, с ужасом подумалось, что будет к концу второй недели?

По прибытию в город было уже темно, очень хотелось отдохнуть. Но встречающие нас иркутяне настаивали на «хлебо-соли» и сразу же довелось нам испробовать бурятской кухни. Первым делом принесли нам суп, в нём лежала кусками баранина и большими дольками картошка и морковь. Ложкой это есть было совсем не комильфо. Но как оказалось мясо из супа надо положить на мелкую тарелку и есть вилкой и ножом )), потом принесли от барана целую ногу, запеченную с овощами. Это было вкууусно!

Мы почувствовали, что объелись, но… тут нас начали потчевать таким вот блюдом. Манты – подумали мы. А вот и дудки – сказали нам, это называется «позы», приправив это блюдо местным анегдотом – «А вы пробовали бурятские позы?...». Чтобы не лопнуть, я попробовала маленький кусочек этой самой позины. Позы оказались очень жирные и без добавления лука. По моему скромному мнению манты вкуснее, только ччч, не говорите бурятам! )) А запивать всю эту жирнятину надо традиционным бурятским чаем с молоком и солью.

Следующим утром мы выдвинулись в сторону Байкала. Остановиться мы должны были в Листвянке. Я очень давно хотела увидеть Байкал, т.к. читала про сей феномен много восторженных отзывов. И по прибытию поняла – да восторги не надуманные. Оформившись в гостинице и побросав вещи, пошли пощупать водичку. Водичка оказалась очень чистая и прозрачная и очень-очень холодная! День был теплый и солнечный, загорающие были, а из ныряющих граждан только дайверы в спецкостюмах. Но чесслово, я бы не решилась. Я занялась своим любимым делом – собиранием камешков и тут же нашла на берегу маленьких байкальских рачков.

Закат на Байкале красив!

На завтра была запланирована экскурсия на катере. Но утром погода не то чтобы испортилась совсем, но был туман и прохладно. На катере мы плыли вдоль берега, красотища конечно дух захватывает. Стоя на палубе, пришлось кутаться во все одёжки.

По поводу катера - случился со мной культурный шок. Катер был не маленький, но всё же я думала, что при качке его болтает на воде и прочее. На камбузе я увидела газовую плиту, долго думала ну как же тут готовят то? Но когда мы плыли, ни одна посудина не свалилась на пол и вообще, здесь движение катера чувствовалось меньше всего. Н-дас, господа, тёмные мы ещё во многом.

Стоянка у нас была на берегу, где проходит Кругобайкальская железная дорога. Сейчас по ней ходит экскурсионный поезд.

Мы облазили окрестности и просто постояли на берегу, кое-кто даже плюхался в воде, брррр….и поплыли назад. Наблюдали невдалеке плывущую на спине нерпу. Я готова была грести для скорости, т.к. очень хотела попасть в нерпинарий на вечернее представление. И я на него попала! Фотать там не дают, а жаль. Это просто чудо-чудо, что за животные, милейшие создания! Эти почти инопланетянские глаза и усатая мордаша. Это фотка со стенда рекламного )).

Ещё побродили по местному рынку с безделушками и сувенирами, как всегда набрали полчемодана подарков и ещё копченого омуля. А вечером нам предстояла серьезная перепаковка вещей. Следующим днем мы улетали в Монголию, но улетали налегке только с ручной кладью, а чемоданы оставляли в Иркутске. На обратной дороге в город решили заскочить в музей деревянного зодчества. Музей замечательный, там надо по-хорошему побродить без спешки, мы же торопились и гуляли не долго. Это здание деревенской школы.

Самолет у нас был поздно вечером. Как оказалось, время нам в билетах наврали, и хорошо, что на час раньше. Но рейс задержали часа на полтора и мы болтались как цветок в проруби по аэропорту до самой ночи. Вокруг за редким исключением были монгольские и китайские лица.

Китайцы поразили меня простотой нравов, в ожидании своего рейса разложились на полу с вещами, детям стелили пеленки (тоже на полу). Эта обстановка нас малость притомила. Когда объявили посадку мы таки поскакали к выходу аки газели.

Я первый раз летала на таком маленьком самолете, в полете я поняла – размер имеет значение. Наш самолетик трясло в зоне турбулентности ощутимо для тела и нервов. Конструкция маленького судна такова, что иллюминаторы находятся ниже уровня крыла. Мой был напротив шасси и я, прильнув к стеклу наблюдала как его убирают, ну просто детский восторг!

В Монголии нас приняла в цепкие объятия встречающая сторона. По русскому обычаю гостей встречают хлебом-солью, нас же по монгольскому встречали сыром и молоком.

Прилетели мы почти ночью и в гостиницу нас везли уже по темноте. Сначала мне казалось, что за город, так как собрали мы все ухабы. Но нам пояснили, что в Улан-Баторе сейчас стройка на стройке и ею же погоняет. Строят всё жилые дома, учреждения, дороги и очень много. Утром мы в этом убедились воочию. И вообще Улан-Батор город контрастов, рядом с многоэтажкой может притулиться юрта.

Ну а подальше за чертой города кроме юрт можно вообще не встретить других построек. И кругом стада барашков, коз, коров, коней. Вообще подальше за городом пейзаж достаточно однообразен.

Несколько слов хочу сказать за гостиницу – она очень хороша! Внешние стены у неё прозрачные, все – от слова абсолютно, они из синего стекла. Вид из номера здоровский. В номере вид тоже интересный, там стена между комнатой и ванной тоже была прозрачная )). Завтрак, который был «включен» выше всяких похвал, чтобы перепробовать все вкусняшки, надо прожить там гораздо больше чем три дня. Потом оказалось, что там был тренажерный зал и бассейн, но на это уже просто не хватало сил.

Утром мы просто ходили по самому центру города по главной площади.

Потом мы поехали за город. По дороге остановились вот у такого сооружения, они ещё часто нам встречались. Это культовое шаманское сооружение, всех подробностей не знаю, но люди приезжают сюда со своими просьбами и молитвами, а также приносят небольшие дары.

Прогуливаясь здесь увидела я скопище вот таких насекомых. Спрашивала у окружающих кто это такой, никто не знал. По приезду порыла Интернет, оказалось это такой бескрылый кузнечик Толстун Палласа. Это беременная самочка, этот длинный отросток у неё сзади это яйцеклад. Но фокус был не в этом. Когда я её принесла, один из наших провожатых попросил не выпускать насекомое и принес для него пустую бутылку. Ну я же любопытная, я спросила зачем оно ему. Он сказал «У моей жены аллергия, вот это надо высосать, это помогает» и показал на каплю жидкости на конце яйцеклада. Мои глаза полезли на лоб – зачем я спросила!?

Далее мы поехали выше в горы, там было место сбора. Добираясь, мы проезжали кусок степи с множеством грунтовых дорог. И вроде местность вся была как на ладони, но при этом мы умудрялись так петлять, что голова шла кругом.

Не буду перечислять все мероприятия, но вот, что запомнилось больше всего. В этот день довелось увидеть нам национальную монгольскую борьбу на поясах. Это было… необычно. Полуодетые парни держат друг дружку за одежду и задача – повалить супостата на землю.

Победивший получает из рук хана сласти и это для борца большая честь.

Соревнования происходили на пленэре, и к вечеру я облазила все окрестности и чего там только не нашла. Не знаю на какой мы были высоте, но здесь уже росли карликовые березки, кустики курильского чая были крохотные и приземистые и наткнулась даже на вот это – эдельвейс.

Пейзаж вокруг вот такой, как и намного километров вокруг.

В траве много огромной саранчи, особенно мне понравился бикарас с красными у основания крыльями, когда он перелетал казалось, что цветок раскрывается. Трескотня от них невообразимая. Получив массу впечатлений и нажарившись на монгольском солнышке мы запросились в гостиницу, было уже далеко за полдень. Но отпускать нас хозяева и не подумали и повезли показывать нам устройство юрты и ещё концерт. Юрта была хороша и по местным меркам богатая. Каркас из дерева (что для Монголии роскошь) обработанного на станке и по кругу набита медная чеканка, по кругу стоят три кровати и большой телек )), а по центру столик и «буржуйка».

С порога нас начали угощать местной штуковиной, на русский это перевели как «сырный хлеб». Я подумала «ммм, сырный…, вкусный должно быть» и тут же откусила кусок и всё... и тут я поняла, что вкусы на сыр у нас с монголами кардинально противоположные. Этот продукт должно быть понравится тому, кто любит козий сыр. Но если сказать то, что он мне не нравится – то это не сказать ничего. Но выразить несоответствие ожиданиям это обида хозяевам, пришлось дожевывать старательно скрывая эмоции. Остатки угощенья я незаметно оставила на столе. Ещё нас приобщили к местной традиции застолья. Выпивать с гостями надо так: сначала дриньку делает хозяин, потом передает пиалу мужчине, потом опять хозяин, потом передает женщине и так далее пока все видимо как следует не надринькаются. Хотя, сдается мне, что это традиция не такая уж древняя )).

Потом к нам приехали музыканты. И тут, не смотря на усталость, я просто захлебывалась эмоциями.

Играли они на национальных инструментах, вот этот большой прямоугольный называется ёочин, а квадратный с грифом – морин хуур. Танцевали монгольский танец биелгээн, а вокал был о-о-очень необычен – горловое пение. И ещё здесь мы увидели, что монголы совершенно не закомплексованный народ, танцевали не только артисты, но и хозяева и гости, да так здорово, что мне тоже захотелось делать такие же кренделя ногами ))). Не знаю, был бы у меня такой восторг, если бы я видела это где-то на сцене в зале. Но тут в естественной обстановке на фоне гор и бездонного монгольского неба всё это было так здорово, что восторги мои зашкаливали!

Следует продолжение, т.к. фоток много, чтобы легче грузилось.