Немного о паломничестве

Долго не решалась начать писать ну хоть что-нибудь об этой поездке. Я вообще отношу себя к разряду людей, которым надо, чтобы информация претерпела утруску-усушку (а дело было в августе) дабы потом сформировалось нечто экстрактное. Как в анекдоте «семь лет заваривай, пять лет настаивай…» ))). А тут ещё и поездка получилась такая… со слишком личным направлением что ли, не географическим, а душевно личным.

Так вот - в эту поездку совмещали мы приятное с духовным. Сама идея, поехать по этим городам России, была озвучена давно, но потом добавилась ещё и паломническая составляющая. Чтобы не грузить никого нудным описанием путешествия, пробегусь по интересным географическим местам, вдруг кому-то тоже будет в пользу.

В первый день ночевали мы в Омске и поскольку здесь мы уже были и про него я уже писала, то и «поедем» дальше. Как отступление скажу, что ездили мы не вдвоем, а группой из шести человек. Всех, не видевших Омск, мы по нему поводили и поэкскурсировали, и отправились дальше.

Заночевать пришлось в населенном пункте Ялуторовск. Город маленький. Населения - как в наших Топках. Переписываясь с друзьями из гостиницы, узнала, что некоторым этот город известен как место где «самозарождается тушенка и сгущенка» )))). И потом вспомнила, что да, видела такого производителя на консервных банках.

Далее по плану у нас было посещение святого источника и монастыря.

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь.

Святой источник. Вода здесь очень холодная, но мы всё-равно окунались.

Оттуда мы выдвинулись в Уфу. Вечером образовались у нас посиделки в презабавном заведении чайхане Matur Lounge. Все стены и сиденья которого были декорированы подушками, расцветкой на узбекский манер. Кухня здесь просто потрясающая, рекомендую. Фоток не сделала, жаль.

В Уфе мы взяли экскурсию, на микроавтобусе и пешком посмотрели местные красоты и достопримечательности.

Очень понравился мне Центральный парк культуры и отдыха имени Мажита Гафури.

Первый раз я попробовала кумыс, похоже на айран вкусом, мне понравился. Погостив в городе 1,5 суток мы поехали в Красноусольский санаторий. Здесь бронь на номера делали нам хозяева-уфимцы и, как сказал супруг, разместились мы с пугающей роскошью. В комнатах номера можно было потеряться и ходить «аукаться». Сам санаторий это просто сказка. Нам с порога организовали экскурсию по территории и немного за ней. Построен он на минеральных источниках. Воду пьют, в ней купаются, приходят исцелять все места у кого что где болит.

На следующий день пришелся православный праздник вмч. и целителя Пантелеймона и мы посетили утреннюю службу в храме Табынской иконы Божией Матери.

В самом санатории, как и на территории всей Башкирии, мирно уживаются православные храмы и мечети. И как сказала экскурсовод, в то время, когда звонят колокола в церкви, на минаретах кричат муэдзины.

Прогостив два дня в санатории мы выехали в Казань. Перегон по трассе был не близкий и приехали мы к вечеру и сумеркам. Но всё равно мы пошли гулять по городу. Казань просто сказочный город! Кремль просто потрясающий!

Вечерняя Казань

Очень нам понравилась мечеть в ночных огнях.

Колокольня Богоявленского храма - красотища!

В Казани меня посетила мысль, что никогда никуда из родного города я не хотела переезжать, но в этот город я бы переехала. Есть в нем что-то притягательное, подобное чувство было у меня при прогулке по ночному Риму, в Казани не такое восторженное конечно, но все-таки.

На следующем перегоне заехали мы в одно потрясающее местечко, где стоит церковь Покрова на Нерли. Прямого заезда на машине к ней нет и 1,5 км надо идти пешком. Но это того стоит. За отсутствием активной движухи в окрестностях чувствуется дыхание старины, тишина и не суетность. Жаль, что в это время не было службы и внутрь мы не попали.

Фауна местного прудика )

Свято-Боголюбский монастырь. Аккурат от него и начинается пешая тропа до церкви Покрова на Нерли. В башенке (справа на фото) был убит заговорщиками князь Андрей Боголюбский, основатель храма и монастыря.

Далее у нас был город Владимир. Культурный центр там не велик, но посмотреть есть чего.

Золотые ворота

Хотя, гуляли мы опять ночью, и впечатление подпортила пьяная и носящаяся на машинах молодежь. Утром мы запланировали побывать в Успенском соборе, где находится икона Владимирской Божией Матери.

Успенский собор. Сфотaть получилось только с обратной стороны, т.к. раннее утреннее солнце засвечивало анфас. Но тоже очень красиво. Собор стоит на высоком берегу, а внизу всё утро стоял плотный туман.

Храм открывается рано, были мы там в 7 утра. Служба шла в небольшом его приделе. Мы спрашивали у бабулек где какие иконы находятся и тут зашел батюшка с какой-то поклажей и попросил мужчин помочь перенести. А потом позвал всех «помощников» с их семейством и показал нам в другом приделе храма икону, которая и есть «та самая», а в части, где и идет служба висит новый список с этой иконы. В этой закрытой части мы увидели раки с мощами многих святых. Жаль, что в храме шла реконструкция и сюда небыло прямого доступа. Мы немного походили среди безлюдного и скрытого от многих глаз благолепия старины и святости и выдвинулись до гостиницы.

После Владимира остановка у нас была в Истре. А по дороге мы посетили Свято-Никольский женский монастырь в селе Годеново в храме Свт. Иоанна Златоуста, в котором находится Животворящий Крест Господень. Сюда стекается множество паломников, не только из России, но из других стран. Одна из инокинь провела небольшую экскурсию и рассказала историю святыни и о чудесах, которые она являла. Было очень интересно.

Кому что, а мне досталась трасса Е 95

Вечером по прибытии в Истру нам подпортил настроение хозяин забронированной гостиницы, где оказалось, что наши номера почему-то заняты. Разговаривали с нами тоже не гостеприимно. И хотя позже перед нами извинились и были готовы предоставить номера, мы решили остановиться в другом месте.

Утром мы выдвинулись на Псков. Псков оказался городом не большим и малость провинциальным. Кремль нашли мы в процессе реставрации. Погулять по кремлю пришлось опять же только вечером, но в связи с его компактностью и достаточно.

Остаток вечера провели в местном ресторанчике «Графin». Было очень малолюдно, но накормили нас на удивление очень вкусно и по ресторанным меркам быстро.

Из Пскова мы сделали вылазку в Печоры, в Свято-Успенский Псково-Печорский монастырь.

Шла литургия в честь праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемого «Медовым Спасом», народ освящал мёд. Сходили в лавру, где похоронены многие святые, в том числе отец Иоанн Крестьянкин, который был духовником Путина. После мы заехали в Изборск на Словенские ключи или Ключи двенадцати апостолов и посмотрели Труворово городище.

Никольская церковь в Труворовом городище. Судя по окованным дверям очень старинная.

Пытались заглядывать внутрь через неплотно закрытые ставни и в пределах видимости нашли только пыльную табуретку и веник ).

Всю прогулку моросил дождь и в Псков мы вернулись изрядно намокшие.

На следующий день по дороге мы побывали на месте, где похоронен Святой Серафим Вырицкий. Сам святой жил в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. В прошлогодней поездке по Питеру мы посещали его келью в монастыре, но похоронен был он на своей родине, в поселке Вырица.

Далее, путь наш был через Кронштадт, Мы решили проэкскурсировать нашу небольшую группку в Морской собор. Годом ранее мы тоже не попали внутрь, т.к. ещё был ремонт, но теперь мы все посмотрели - насколько он внутри красив. От внутреннего убранства у меня захватило дух. И ещё в храме восстановлены все памятные доски о погибших моряках.

К ночи мы были уже в городе Сортавала (эту уже в Карелии), в гостинице в 5 минутах ходьбы от причала, откуда отходил наш утренний «метеор» на Валаам.

Валаам мне очень понравился. Только очень уж людно, много паломников и просто экскурсантов. Популярное оказалось место ).

Хор (не помню названия) в одном из Валаамских храмов

Водила нас по острову девушка Дарья. Как оказалась Валаам место её рождения и проживания. А я думала на острове только монахи и послушники )). Ан нет, есть и просто жители. Программа была такая: Экскурсия в Спасо-Преображенский собор, поклонение чудотворной иконе Валаамской Божией Матери и мощам преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев (нижний храм), посещение верхнего храма. Переход на метеоре в Воскресенский (Новоиерусалимский) скит. Посещение церкви Воскресения Христова с нижним пещерным храмом. Прогулка по Новому Иерусалиму. Пробыв здесь до глубокого послеобеда мы вернулись назад, у нас был запланирован ещё осмотр парка Рускеала или Мраморного карьера.

Собственно бывший мраморный карьер

Здесь дают на прокат лодки, можно прыгнуть на тарзанке и ещё такая развлекуха когда тебя цепляют карабином к тросу и ты летишь через весь карьер с криками А-А-А!!! ))

Парк тоже был очарователен. Хотя на наших Поднебесных Зубьях гораздо интереснее, по моему конечно мнению, может кому-то и наоборот, но впечатлений тоже набрались. На обратном пути остановились на водопадах, где снимался кусочек фильма «А зори здесь тихие».

Далее мы двинули в сторону Тихвина. По дороге посетили два монастыря. Первый. В котором находятся мощи Преподобного Александра Свирского, второй – где похоронены его родители. И сам Преподобный всегда говорил «Если будете ехать ко мне, то обязательно заезжайте и к моим родителям». В первом монастыре у нас была обширная экскурсия, экскурсовод Лариса выдала нам, как говорится, на всю катушку и по полному разряду.

Тишина и благолепие на берегу озера возле монастыря

Жуем пирожки с морквой и изюмом из монастырской пекарни

В монастырской лавке

Мы даже устали от обилия информации. Ко второму монастырю приехали мы позже назначенного, а там уже отпустили всех экскурсоводов. Но нас таки встретила матушка Михаила и вкратце провела нам экскурс. По сравнению с первой эта обитель была совсем небольшой, паломников здесь гораздо меньше. А к вечеру уже в начале заката и вовсе стояла благостная тишина.

В Тихвин мы прибыли уже по темноте. Городок совсем маленький, глянув на карту даже гулять мы не пошли. Утром посетили последнее место паломничества Мужской монастырь, в котором находится икона Божией Матери Тихвинская.

Колокольня Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря

Далее мы отправились уже до дому и погоняли своих лошадок уже в хвост и в гриву.

В обратный путь мы поехали северной дорогой. Это сокращало нам время да и обратно ехать по тем же местам не хотелось. Дорога выдавала один сюрприз за другим. Местами отрезки дороги были просто ужасными, асфальт кончался резко как по линейке. А местами мы и вовсе цепляли кочки днищем перегруженной камрюхи. В одно такое место не доглядев по ночи, влетели на скорости еле оттормозились, но поскакали изрядно.

Но таки добрались к месту планируемой ночевки в городок Шарья. Проскочили гостиницу, т.к в ней почти небыло света. А в названии горела только одна буква ).

Вот такая вот местная флора

А вот на следующий день мы встряли по полной. Заехав за Кирово-Чепецк машинка наша засветила всеми предупредительными огнями, а потом вообще ехать отказалась. Вот такие финты ушами. Дотянув её на верёвке до ближайшей мастерской, мы стали ждать диагноза. Итого за день – мы сменили в машине две детали и приехали к месту ночевки в 23:00. Ну а далее всё было весьма прозаично, ещё три дня пути с ночевками в Екатеринбурге и Омске, а к вечеру третьего уже и дома.

Общий пробег наш составил 10500 км.